Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
24.07.2009

10-20 августа 2009 года состоится соборный семинар Спасо-Преображенской общины по проблеме «Как нам выйти из происходящего кризиса». Приглашаем принять участие в семинаре.

К соборному семинару Спасо-Преображенской общины

10-20 августа 2009 года по проблеме

«Как нам выйти из происходящего кризиса»

 

Уважаемые братья и сестры!

 

Наша Спасо-Преображенская община по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа уже десять лет изучает многостороннюю сложную проблему преодоления в России происходящего кризиса. В связи с этим участникам соборного семинара ставятся несколько ключевых вопросов, на которые просим дать ответы. Присылаемые Вами ответы хотя бы на часть вопросов планируется обсудить в августе 2009 года.

Нам хотелось бы узнать Вашу точку зрения по обсуждаемым в этом году не простым вопросам. Может быть, через Вас Господь даст некоторые благие идеи и мысли. Вы можете наши вопросы предложить и своим друзьям.

На соборном семинаре происходит:

Ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило;

10-17 августа – работа в малых творческих группах по ключевым вопросам и трудовое послушание в помощь монастырю;

18-19 августа – Таинство Исповеди и Божественная Литургия в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

20 августа – закрытие семинара, в котором обычно участвует Высокопреосвященнейший митрополит Волгоградский и Камышинский ГЕРМАН.

На семинаре можно участвовать часть дней. При этом просим сообщить, в какие числа планируете пребывать в монастыре.

С Вашими ответами будут ознакомлены 10-20 августа все участники, приехавшие на соборный семинар. Они будут также использованы при составлении выводов и предложений соборного семинара.

У кого есть желание принять участие в работе семинара для получения приглашения просим сообщить нам по электронному адресу: aipolovinkin@mail.ru или mir@inesnet.ru. Дополнительные вопросы можно выяснить по сотовым телефонам: 8-905-433-78-34 (протоиерей Александр Половинкин) или 8-910-435-13-29 (Миронов Леонтий Михайлович).

Участники семинара сами оплачивают дорогу до Спасо-Преображенского монастыря (г. Серафимович, Волгоградской области). Проживание и питание в монастыре стоит 200 руб. в день. У кого есть желание и возможность, будем благодарны за личные пожертвования монастырю на месте на Ваше усмотрение или через участника семинара.

 

Первая часть ключевых вопросов на соборном семинаре

 

В ХХI веке мир вступил в новое время, когда для человечества открылись принципиально новые возможности как полезные, так и очень вредные. Важно их заранее выявлять и способствовать осуществлению или противодействию.

Этому могут помочь глубокие, по-видимому, прозорливые высказывания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, опубликованные в статье «К экологии духа» («Журнал Московской Патриархии», 1991, №5-6).

Приведем основные мысли и выводы из этой статьи с некоторыми нашими комментариями. Эти высказывания по проблеме экологии духа требуют творческого осмысления и разработки. Хотелось бы привлечь к ним внимание богословов, ученых, священнослужителей, философов, педагогов и горячих патриотов России. Поэтому они выносятся на обсуждение соборного семинара Спасо-Преображенской общины в виде отдельных ключевых вопросов. Важно знать по ним мнение участников нашего семинара.

Размышления митрополита Кирилла и комментарии к ним изложены в книге протоиерея профессора Александра Половинкина «Пробуждение России: преодоление барьера неверия и маловерия». Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000, стр. 224-232.

Указанная статья "К экологии духа" была написана на основе доклада митрополита Кирилла, прочитанного им на Европейской экуменической ассамблее "Мир и справедливость" (Базель, 15-21 мая 1989 г.). Текст доклада можно получить по электронному адресу: polovinkinda@mail.ru или mir@inesnet.ru.

 

I. Проблема экологии духа и совести

 

1. В чем состоит главная первопричина современных кризисов и бедствий как в России, так и во всем мире?

Ответ на этот ключевой вопрос митрополит Кирилл видит в пагубной «подмене целей средствами». Далее владыкаговорит: «В этой связи мне бы хотелось поставить фундаментальный вопрос: справедливость, мир и целостность творения это средства или цель?» Этот вопрос потому так актуализируется, что в XX веке справедливость, мир и целостность творения стали главной целью деятельности многих институтов человечества. Митрополит Кирилл дает четкий ответ на этот вопрос: «Позвольте мне выразить глубокое убеждение, что справедливость, мир и целостность творения суть средства, а не цель». [1]

Главная цель заключается в обретении каждым человеком вечной жизни в Царстве Небесном: «Вечная Жизнь в Боге, преображенный космос есть конечная цель, которой должны быть подчинены все иные цели... Их ценность определяется тем, насколько они соответствуют или не соответствуют достижению цели конечной, насколько они могут служить ей, быть средствами ее достижения».

Что происходит, когда цели подменяются средствами? Митрополит Кирилл указывает общий принцип: «Если для достижения цели применяются средства, по своей сути противоположные цели, то такой цели никогда не достигнуть: средства заслоняют собой цель, и цель превратится в пустую риторику». Справедливость этого принципа иллюстрируется на важнейших явлениях жизни человечества.

«Если достижение мира предполагается осуществлять через довооружение, модернизацию и без того изощренного оружия, рост устрашения, милитаризацию космоса и т. д., то, видимо, мир достигнут не будет. Слова о мире просто станут частью политической риторики. Мир будет прочно заслонен иными целями, на достижение которых необходимо расходовать энергию, ресурсы, интеллектуальный потенциал, творческое вдохновение и жизнь людей. Поддержание мира «с позиции силы» требует слишком много сил и имеет собственную инерцию, достаточную для того, чтобы отодвинуть достижение прочного мира в отдаленную и малореалистическую перспективу».

Подмена главной конечной цели средствами ее достижения привела к потере жизненных ориентиров, нравственных ценностей и ограничений: «Многие люди просто перестали понимать, для чего они живут, и не имеют времени задуматься над смыслом жизни». В результате: «Новый порядок жизни утверждает свои собственные ценности, главные из которых материальные блага и власть... Они стали целью... Люди все более превращаются в «рабов потребления», стремящихся постоянно обновлять то, чем они обладают».

2. В чем состоит духовная сущность кризиса в России и других странах?

«Духовная сущность кризиса современной цивилизации воспринимается как отчуждение от Бога, друг от друга, от природы и разрушение целостности человеческой личности». Это связано с роковым пагубным изменением, произошедшим в сознании «передовых» людей, которые повели за собой человечество: «Со времени Возрождения отчетливо обнаружилась главная тенденция общественного развития: политика, экономика, наука, техника окончательно стали автономными сферами, не признающими над собой нравственного закона и духовного начала... Со времени Просвещения возникло и новое отношение человека к природе: люди (даже верующие) иначе стали понимать взаимосвязь Бога с природой. Секуляризация охватила не только человека и общество, но и природу, которая в сознании людей стала существовать сама по себе, без какой-либо связи с Богом... Из субъекта она стала объектом изучения и эксплуатации. Секуляризация общества, человека и природы, «научная картина мира», где нет места нравственному началу, привела к тому, что человек почувствовал, по словам В. В. Розанова, «страшную свободу». То была свобода от нравственной ответственности».

«Христос вернул нам утраченную свободу и возможность быть соработниками Творца, управителями твари... Это подразумевает возможность для людей развивать присущие им средства и способы познания и управления миром для заботы о творении... Человек призван к общению с Богом, к осуществлению в своем владычестве над природой воли Божией. Злоупотребление творением происходит тогда, когда человек отказывается от Богом определенного порядка Бытия, нарушает волю Божию и самого себя поставляет на место Бога. В таком случае человек перестает быть управляющим от имени Бога, начинает управлять от себя и для себя, подчиняя творение своим эгоистическим целям». В это время появились лозунги и призывы: «Нам нечего ждать милостей от природы, взять их – наша задача». Далее Митрополит Кирилл отмечает: «Поставление человеком самого себя в центр жизни, в центр мироздания влечет за собой нарушение гармонии в отношениях с природой и с окружающими его людьми. Творение становится ресурсом удовлетворения безгранично возрастающих потребностей, а наука и техника – могущественными средствами овладения и использования этого ресурса».

3. Как быть с пагубными направлениями научно-технического прогресса?

На этот ключевой вопрос митрополит дает следующий ответ:

«История показывает, что каждый новый виток технического развития влечет за собой новые непредсказуемые и опасные последствия для человека и природы. Но это совсем не означает, что нужно отрицать научные открытия... Ибо человеку не дано повернуть историю вспять. Бессмысленно отрицать науку, технику и всю современную цивилизацию. Их нужно не отрицать, а духовно овладеть ими, подчинить их духу. Для этого требуется новое этическое обоснование общественного развития, дабы природные ресурсы и достижения человеческого разума использовались в соответствии с нравственными намерениями».

Нам не нужны и вредны односторонние этические ориентации как антропоцентризм, лозунг которого – все для человека без учета вреда, причиняемого природе, или как натуроцентризм (новое язычество), лозунг которого сохранение естественной природы без учета нужд человека. Нам необходим теоцентризм. «Теоцентрическая этика, утверждая целостность, взаимозависимость и ценность всего творения, рассматривает природу и человека не как автономные и самодовлеющие начала, но как то, что обретает свой смысл и свое назначение в Творце. Такая этика, преодолевая антропоцентризм, не впадает в противоположную крайность, избегая акцента на автономное значение природы... Теоцентрическая этика призвана установить подлинный баланс в соотношении человека и природы... На основе такой этики становится возможным организовать людей для преодоления современных кризисов, ибо она... влечет за собой добровольное ограничение потребления, простоту жизненного стиля, осторожное использование науки и техники, уважение к жизни, экономное использование ресурсов и их справедливое распределение на благо всех... Дело в том, что теоцентрическая этика не ограничивается экологией. Она воспитывает уважение к жизни и свободе всех существ».

4. Как объединить усилия разных религий и идеологий в решении единой проблемы оздоровления экологии духа и совести?

Теоцентрическая этика, как справедливо отмечает митрополит Кирилл, встретит большие трудности при ее практической реализации, поскольку эта «этика религиозная и как таковая может быть неприемлемой». И здесь возникает очень важный вопрос: «Каким образом, не отказываясь от принципов этой этики, христиане могут сотрудничать с людьми других религий и идеологий? На этом пути необходимо возникает вопрос о более широком, чем только межхристианский, о подлинно глобальном консенсусе. Единственно возможным консенсусом представляется консенсус нравственный, основанный на абсолютных нравственных ценностях, выходящих за границы мировоззрений и принадлежащих всему человеческому роду». Это возможно потому, что «этические нормы, заложенные Творцом в природу человека, едины и неделимы». Существует единый для всех народов естественный нравственный закон, состоящий из заповедей Моисея.

Другая основа для объединения людей разных религий и идеологий – совесть. «Общность совести объединяет всех людей и помогает им в отыскании истины и в решении нравственных проблем». Говоря об этой основе, митрополит Кирилл сразу предупреждает: «Хорошо известно, что совесть подвержена деформации грехом» и может сильно отличаться от чистой совести у разных людей. «Поэтому огромное внимание должно быть уделено сегодня экологии человеческой совести», т. е. созданию такой нравственно чистой среды проживания людей, которая бы не размывала, не искажала и не омертвляла совесть, а напротив – способствовала ее пробуждению, укреплению, очищению. «Именно поэтому, как никогда в прошлом, обостряется вопрос нравственного воспитания», которое бы реализовало нравственный консенсус для всех людей и народов. Для этого «необходимо выработать что-то, что условно можно было бы назвать универсальным этическим катехизисом XXI века. Такой катехизис должен включать в себя абсолютные общечеловеческие нравственные нормы, т. е. те нормы, которые Бог заложил в природу человека. В осознании незыблемости этих норм необходимо воспитывать детей и взрослых, чтобы они научились руководствоваться ими в отношениях с природой и друг с другом».

При изложении здесь и ниже мыслей и соображений о теоцентрической этике, нравственных ценностях, нравственном воспитании, «универсальном этическом катехизисе», экологии духа и совести имеется в виду, что их главная суть и основа заключаются в древнехристианском, а ныне – православном образе жизни. Только эта единая и наиболее близкая к Истине основа сможет наиболее продвинуть человечество в решении самой трудной, важной и неотложной проблемы оздоровления экологии духа, сохранения целостности, справедливости и мира. Говоря о международном сотрудничестве в решении этой проблемы, мы имеем в виду в основном научное и организационное сотрудничество, но ни в коем случае не экуменическое соединение в церковном богослужении и устроении, где должна сохраняться и расширяться Церковь, основанная Христом, Апостолами и построенная на положениях семи Вселенских соборов.

Во второй половине XX века стали все большее внимание уделять экологии природы и тела человека, но упустили из внимания вредное влияние окружающей среды на самые важные части человека – его дух и душу, на их самые важные свойства – совесть и религиозность. Митрополит Кирилл озабоченно сказал, что наряду с экологией природной среды существует более важная проблема – экология духа и совести человека, проблема создания и поддержания духовно и нравственно чистой среды проживания людей.

Важно еще отметить, что всеми теперь понимаемую и воспринимаемую близко к сердцу экологию природной среды невозможно нормализовать без оздоровления экологии духа человека, поскольку почти все экологические нарушения в природе есть следствия нравственных нарушений людей.

Из-за весьма вредной экологии духа на протяжении четырех поколений после 1917 года доля исповедующих православную веру людей в России сократилась во много раз. С другой стороны, сохраняется положительное отношение к Православию более двух третей населения. Эти люди потенциально могут обрести веру и нравственный православный образ жизни. Однако для них эта потенциальная возможность в связи с неблагоприятной экологией духа не может стать реальностью, поскольку происходит постоянное искажение, ухудшение и умирание совести и религиозности человека от действия многих зловредных источников и факторов. К ним относятся:

1) Созданная в советский период система атеистического и мало нравственного воспитания в учебных заведениях и всего населения, которая и ныне в большей части сохранена и успешно действует.

2) Многие законы и законодательные акты, начиная со статьи отделения Церкви от Государства, не препятствуют или даже способствуют аморальному воспитанию и растлению населения.

3) Растлевающие средства массовой информации и особенно телевидение.

4) Бездуховная аморальная, в основном зарубежная, массовая культура.

5) Духовная агрессия многочисленных псевдорелигий и сект.

6) Чрезмерно широкое применение компьютеров и особенно распространение компьютерных игр.

7) Безнравственная растлевающая мораль и образ жизни очень многих людей, которые стали нормой поведения и даже привлекательными антиидеалами, и др.

Этот список можно продолжить. Важно заметить, что большинство указанных отрицательных факторов появилось в последние годы. То есть их дополнительные пагубные плоды будут возрастать. Таким образом Россию захватили и оккупировали разнообразные силы зла; все возмущаются и стонут под их игом, но ничего поделать не могут. А тем временем эти силы наращивают свою мощь, используя для этого последние достижения техники и необозримые возможности современной науки.

Основная причина современного многостороннего кризиса в нашей стране заключается в потере большинством народа веры в Бога, связанным с этим падением нравственности и возникновением вредной экологии духа и совести, закрепляющей и усугубляющей негативные изменения в обществе. Дальнейшее духовно-нравственное падение ведет к прекращению развития и существования русской культуры, исчезновению русского народа и страны России, как исчезла когда-то великая держава Византия. Поэтому нормализация экологии духа и совести, духовно-нравственное оздоровление народа стали главной проблемой национальной безопасности России. Поскольку именно вредная экология духа является основной причиной нравственного кризиса и органически с ним связанного многостороннего всеобщего кризиса в нашей стране, только решение этой проблемы приведет Россию к новому социально-экономическому подъему и процветанию.

 

II. Ключевые задачи в решении проблемы экологии духа

 

Сегодня видятся следующие ключевые задачи и соответственно основные направления работы по нормализации экологии духа и совести.

Первая задача — соединение усилий Церкви и Государства.

На протяжении всей истории России социально-экономическое благополучие народа, развитие культуры и защита от внешних врагов основывались на высокой нравственности, которая была плодом согласованных совместных усилий Православной Церкви и Государства. При этом здоровое нравственное состояние общества обеспечивало, с одной стороны, воспитание человека в Церкви, семье и учебных заведениях, а с другой – целенаправленные усилия Государства, поддерживающие Церковь и создающие нормальное духовно-нравственное состояние проживания людей.

Сегодня разоренная и ослабленная Церковь предпринимает большие усилия по нравственному оздоровлению общества. Однако эти усилия не дадут положительных результатов в связи с отсутствием духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях и семьях, а главное – в связи с отсутствием усилий Государства в этом направлении.

Главным камнем преткновения, мешающим Государству активно участвовать в духовно-нравственном оздоровлении общества, является бессмысленный, лукавый, смертельно опасный закон отделения Церкви от Государства, принятый большевиками и до сих пор препятствующий соединению их усилий в деле нравственного оздоровления общества. Поэтому одна из главных задач спасения России заключается в отмене данного закона и принятии законов созидательного сотрудничества Церкви и Государства.

Нравственное оздоровление в настоящее время возможно только при активной согласованной работе Церкви и Государства в двух направлениях:

а) духовно-нравственное воспитание людей в Церкви, семье, учебных заведениях, на предприятиях. За эту работу в первую очередь отвечает Церковь;

б) духовная защита человека через создание и поддержание здоровой экологии духа среды проживания людей. За эту работу в первую очередь отвечает Государство.

Вторая задача – участие активной творческой интеллигенции.

В настоящее время проблему нормализации экологии духа и совести невозможно решить без широкого участия творческой интеллигенции – активных творчески мыслящих специалистов и руководителей во всех сферах общества. Среди них наиболее ценны те, кто имеет православную веру или при неверии – горячую любовь к Отечеству и убеждение, что спасение России возможно только на основе Православия.

Необходимо объединение усилий этих людей и целенаправленная организация их деятельности по духовно-нравственному оздоровлению общества и в первую очередь оказанию помощи в духовном становлении тем активным творческим личностям, у кого пробуждается вера в Бога и потребность освоения православного образа жизни предков. Им нужна помощь в преодолении трудного барьера при переходе от безбожия и незнания основ веры к молитвенно-церковной жизни. Некоторый опыт такой работы имеется в Волгограде в Царицынском православном университете и Волгоградском техническом университете. Решающее значение в этой деятельности имело и имеет активное участие как первого лица – Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

 

Третья задача – организация научно-богословских исследований.

В отличие от прошлых времен в России сегодня существует беспрецедентно зловредная и опасная экология духа среды проживания человека, которая искажает и омертвляет стыд, совесть и религиозность, т. е. препятствует духовному пробуждению и нравственному оздоровлению подавляющего большинства народа.

Оздоровление экологии духа невозможно без серьезных научных и богословских исследований и разработок, которые являются важнейшим направлением работы по обеспечению безопасности России.

К таким исследованиям относится, например, работа Царицынского православного университета и Волгоградского государственного технического университета по изучению подходов проектирования и создания благотворных систем и в целом благотворной среды проживания людей на научной и духовно-нравственной основе. Эти подходы представляются полезными при проектировании отдельных социально-экономических, технических систем, жилых поселков и т. д. Благотворной – это значит наиболее полезной и безвредной для тела, души и духа человека и окружающей природной среды, а также способствующей и помогающей осуществлению жизни по заповедям Божиим и получению Божией благодати.

В Царицынском православном университете и Волгоградском государственном техническом университете разрабатывается методика проектирования благотворных систем и среды проживания человека. Она предусматривает три этапа работы.

Первый – выявление в рассматриваемой системе зловредных источников для тела, души и духа человека и природной среды на основе научных знаний и нравственных заповедей.

Второй – творческий поиск и разработка предложений по устранению или снижению действия зловредных источников.

Третий – творческий поиск и разработка предложений по повышению показателя благотворности системы или среды проживания людей.

При этом используются подходы и методы как интеллектуального (инженерного) творчества, так и созерцательного духовно-научного творчества. Созерцательное творчество более плодотворно, но требует православного образа жизни специалистов.

Постановка и организация научно-богословских исследований – это важнейшее направление деятельности православно верующих творческих личностей России, которое предстоит нам осуществлять. Это направление рассмотрено в нашей статье «Необходимость возрождения в России духовно-научного творчества».

Четвертая задача — целевая подготовка кадров.

Успешное решение проблемы духовно-нравственного оздоровления и нормализация экологии духа и совести невозможны без целевой подготовки необходимых кадров – профессионалов. Речь идет об организации подготовки потребных для этого специалистов, которых не выпускают государственные и церковные учебные заведения и которые будут обеспечивать восстановление разорванных и уничтоженных связей между Церковью, Государством и Обществом.

Поэтому представляется целесообразным организовать государственную подготовку кадров по следующим специальностям и направлениям:

– духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях;

– создание и сохранение семьи на основе православного образа жизни;

– церковно-гражданская история и литература, церковно-славянский язык;

– христианское искусство и архитектура;

– церковное и народное пение;

– катехизация и церковная педагогика;

– экология природы, духа и совести;

– проектирование и создание благотворных систем;

– организация связи и сотрудничества между государственными органами и религиозными конфессиями;

– использование средств массовой информации в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Возможны и другие специальности, поскольку проблема оздоровления экологии духа и совести недостаточно изучена.

Во время соборного семинара необходимо рассмотреть в малых творческих группах указанные выше четыре типа ключевых задач улучшения экологии духа.

 

Вторая часть ключевых вопросов и дел во время семинара

 

Что сегодня самое главное в жизни людей России

 

После 1917 года нашу страну постигло много бед. Главная из них – потеря народом веры в Бога, поскольку новое правительство настойчиво призывало и жестоко заставляло забыть Бога! Так происходило 70 лет – четыре поколения. При этом почти весь народ откровенно впал в безбожие или только формально исполнял некоторые обычаи православной веры. Пора нам опомниться! и возвращаться к благодатной вере предков.

Теперь в нашей стране большинство народа творят следующие грехи, которые поражают ближних. Это грехи:

- непочтения к родителям и старшим;

- сквернословия, особенно хуления Бога матерщиной;

- осуждения и ругания ближних;

- винопития и курения, особенно среди женщин;

- нарушения миролюбия в семье и распады семей;

- убийства детей при абортах.

А также многие другие грехи, показываемые в телепередачах, которые мы обычно не осознаем, впитываем и копируем. Более подробно распространенные теперь грехи изложены в нашем пособии «Самоисповедь по очищению от нарушений нравственных заповедей».

Будем знать и помнить, что при совершении любого греха выделяется сатанинская энергия зла, которая разрушает тело, душу, дух человека и нормальную жизнь в обществе. Поэтому есть пословица: «все болезни от грехов».

Они нас покорят и уничтожат. Теперь только от винопития погибает в России один млн. человек в год, а от убийства младенцев при абортах – намного больше. Пора нам осознать, что наша страна находится в состоянии невиданной крупномасштабной войны, которая более опасна и кровопролитна по сравнению с войной 1941-45 годов.

Вникая и осмысливая происходящую теперь в России необычную войну, нам нужно укрепляться в убеждении, что эта, казалось бы более мягкая война, неизбежно ведет к уничтожению нашего народа и страны. Наряду с возрастанием бед от грехов к нашей стране приближается еще глобальная катастрофа по аналогии с исчезновением православной Великой Византии, что показано в недавно вышедшем историческом фильме «Гибель империи. Византийский урок», который нам сегодня необходимо знать и думать, как избежать такой трагической участи нашей стране.

 

Что нам теперь нужно делать, чтобы выстоять и победить?

 

Во-первых, каждому стараться самому жить без грехов. Во-вторых, не быть равнодушными к грехам ближних. Изобретать и применять действенные способы и меры их устранения и недопущения. Одновременно, конечно, возрастать в своей главной силе – молитвенной жизни с Богом.

Каждому нужно определить и непременно осуществлять свои дела противодействия грехам. А иначе мы живем по воле лукавого.

И еще нужно помнить! Мы находимся на рубеже с врагом – нашими грехами. А позади – наша Родина, которую мы не защищаем, а предаем. Сегодня для спасения Отечества более всего нужно вводить в учебных заведениях предметы по духовному, нравственному и патриотическому воспитанию. Воспитанию веры в Бога и исполнению нравственных заповедей, нарушение которых часто приводит к уголовным преступлениям. За введение и качественное обучение по этим предметам мы должны стоять насмерть, как при защите Сталинграда.

А особеннонам нужнытеперь деятельные патриоты своей малой Родины, где мы родились и выросли, и всей России. Нам нужны новые Минины и Пожарские и подобные им личности. Каждый человек может быть таковым в большей или меньшей мере.

Вторая часть ключевых вопросов более относится к делам личного спасения. Борьбу со злом следует начинать с себя. Результатом следования истине являются мир, любовь, благоденствие, духовное и физическое здоровье. Поэтому каким быть человеку, и каким будет духовно-нравственное состояние нашего общества, решать предстоит каждому из нас, сообразуясь со своей совестью, которая связывает нас с Богом.

Очищать себя от грехов необходимо для служения окружающим. Только так можно наполниться благодатью и добросердечностью, стать способным на подлинную любовь и снисхождение к слабостям ближних. Все это нужно в себе в соработничестве с Богом осуществить, реализовать на деле, а не на словах. Нужно помнить о величайшей христианской ответственности, о которой святитель Василий Кинешемский говорит: «Я не смею грешить не только потому, что это губит меня лично, но еще более потому, что это заражает и губит многих. Если я вижу согрешающего брата, я не могу оставаться равнодушным, потому что этот грех в той или иной форме дойдет и до меня».

Подумай о себе: что я конкретно делаю для защиты Отечества или на самом деле ничего не делаю и являюсь через свои грехи предателем Родины?

 

Формулировка второй части ключевых вопросов

 

1. Что сегодня нужно делать для сокращения и устранения грехов у себя, ближних и в обществе?

2. Как обеспечивать непременное исполнение намеченных дел возрождения православной веры?

3. Что сегодня нужно делать для возрастания в молитвенной жизни?

4. Как защитить себя и ближних от грехов?

5. Как профилактически защищать себя от возможных грехов?

6. Что каждому нужно делать для введения и улучшения в семье, своем учебном заведении и обществе духовного, нравственного и патриотического воспитания?

7. Какие сегодня наиболее близкие сердцу и действенные песнопения для решения обсуждаемой проблемы? Какие нам нужны занятия по пению.

 

Ждем Ваши ответы по указанным электронным адресам.

Если ваши попытки получить удовлетворительные для Вас полезные ответы не дадут желаемого результата, не огорчайтесь и не считайте, что напрасно затрачено время. Ваше сознание и подсознание получило задание по важным вопросам нашей жизни и будет искать на них ответа, обогащая душу и дух. Заготовки ответов могут потом пригодиться.

 

С любовью к Вам, протоиерей, профессор

                                                                                     Александр Половинкин


[1]           Эти слова, может быть, следует понимать так: «Позвольте мне выразить глубокое убеждение, что справедливость (в устроении благополучной жизни людей), мир (мирное сосуществование народов) и целостность творения (всего созданного Богом) суть средства, а не цель».


Возврат к списку новостей
Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога