Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
23.05.2009

Леонтий Миронов. "Домострой" как литературный носитель эталона хозяйственного рационализма

Леонтий Миронов
    "Домострой" как литературный носитель эталона хозяйственного рационализма
    Доклад на конференции сообщества "ДелоРус" "Пути собирания Русского Мира", проходившей в рамках международного форума "Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности"
    Выступая 16 февраля 2009 г. на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений "Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития", вновь избранный Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл призвал бороться с "расслабляющей вакханалией масскульта" и возрождать традиции "Домостроя".
    Он также подчеркнул, что Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.
    "Единственный прямой путь к возрождению нашего народа – это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции "Добротолюбия" и "Домостроя", повышать в общественном сознании ценность семьи как "малой Церкви" и Церкви как большой семьи", – заключил он.

    Памятник литературы допетровской Руси "Домострой" являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. Этот свод правил формировался в течение нескольких веков.

    У "Домостроя" нет ни точной даты создания, ни автора, поскольку как любое истинно народное произведение он создавался на протяжении долгих лет, редактировался и переписывался трудами нескольких древнерусских писателей. Многие списки "Домостроя" отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Его первая редакция составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект "Домостроя", который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция выполнена на основе двух основных с различными частными добавлениями. Три основные части составляют "Домострой" всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении "духовного строения" (религиозные наставления, главы 1-15), "мирского строения" (о семейных отношениях, главы 16-29) и "домового строения" (хозяйственные рекомендации, главы 30 – 63 по II редакции).

    "Домострой" – памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения; каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты Священного Писания и Отцов Церкви. "Домострой" – не просто "экономия" (таково точное значение кальки "Домострой"), он проникнут нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома, а словом "Государь" одновременно обозначается и "хозяин" государства, и вождь общества, и владыка дома. Не знание, обычно связываемое с информацией, интересует автора и читателя "Домостроя", а порядок ведения дел, степенность, т. е. последовательность в отношении к основному и главному в рамках домашнего жития. Не знать, а ведать надлежит Дом.

    Православие выработало собственный эталон хозяйственного рационализма. Более того, литературный носитель этого эталона хорошо известен – это "Домострой". Представители московского купечества в большинстве своем происходили из крестьянской среды. О них говорили, что пришли из деревень с котомками и в лаптях и сделались миллионерами. В нравственном же развитии, в привычках, в быту они оставались неизменными, и лишь столичная жизнь отшлифовала их внешне. Купечество хранило древние обычаи и веру отцов и дедов. Художественные и публицистические произведения, посвященные событиям того времени, пестрят указаниями на поразительную религиозность купечества.

    Во всех взаимоотношениях "Домострой" призывает своих читателей быть честными, справедливыми и милосердными. Его поучения пронизаны и чувством долга, ответственности. Произведение очень демократичное не только по своей адресности, но и по жанру, по тематике, по языку, образному, сочному, народному, свободному от устоявшихся книжных оборотов и словоблудий, особенно когда речь идет об устроении домашнего хозяйства. Это по-настоящему увлекательная книга для домашнего чтения, и не с каким-то фантастическим сюжетом, а "имеющая в себе вещи зело полезные".

    Что же это за вещи, "зело полезные"? Это – рачительность, бережливость, трудолюбие, несущие в семьи достаток. Это – гостеприимство, помощь нищим, малоимущим, страдающим, милосердие к бедным, убогим. Это – почтительность к старшим. Это справедливость и заботливость по отношению к зависимым людям. Это честность в повседневных человеческих отношениях и отношениях с государством. Таким образом, в те времена "Домострой" объединял отдельные хозяйства крепкими нравственными узами, положительными установками, едиными поведенческими нормами в одно общее народное хозяйство, устойчивое ко всяким невзгодам, противостоял "грубости нравов" и "низкому уровню морали". Объединял, скреплял утверждением в жизни христианских добродетелей и призывами к жизни праведной.

    Надо также сказать, что "Домострой" находится в самом исходном пункте основного русла русской социально-экономической мысли, является одним из её краеугольных камней. В "Домострое" необыкновенно удачно выделена как раз та ячейка экономической жизни, с которой начиналась тогда экономика государства – домовое хозяйство. Со временем из него вычленятся ремесленные производства, промысловые артели. Был выбран простой и ясный путь: Трудиться! Богатеть! Развиваться! Вот призывы: будьте трудолюбивы, рачительны, воздвигайте дома, мельницы, амбары, распахивайте земли, разводите скот, сады, огороды, развивайте ремесла, торгуйте. Вот она центральная экономическая идея "Домостроя" – богатейте, становитесь сильнее, укрепляйте свое хозяйство, укрепляя тем самым и российское государство.

    Свод правил хозяйствования, выстроенный в "Домострое" и помогающий человеку вести достойную жизнь на Земле и трудиться с Богом в сердце, "с чистой совестью и в правде", не потерял актуальности и сегодня.

    Миронов Леонтий Михайлович, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН

Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога